Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Д О К Л А Д

Генерального директора Ассоциации банков Узбекистана С.П. Абдуллаева на Пленарном заседании республиканской научно-практической конференции на тему: Расширение участия банковско-финансового сектора в дальнейшем cовершенствовании инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан»

«Задействование потенциала ценных бумаг в дальнейшей активизации инновационно-инвестиционной деятельности банков»

Уважаемые коллеги, участники и гости конференции!

Позвольте от имени Ассоциации банков Узбекистана искренне поприветствовать Вас и поздравить с началом работы республиканской научно-практической конференции, посвящённой вопросам дальнейшего расширения участия банковско-финансового сектора в совершенствовании инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан.

Уважаемые участники конференции известно, что устойчивость и конкурентоспособность экономики любого государства, в значительной степени зависят от устойчивого развития банковско-финансовой системы, а также масштабов модернизации производства и качества инновационного развития отечественных предприятий. Именно стабильная банковская система, модернизация экономики и широкое внедрение современных инновационных технологий призваны дать толчок к выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Мировой опыт экономического развития доказывает, что в настоящее время невозможно обеспечить процветание страны и повышение уровня и качества жизни населения без реализации инновационно-инвестиционной модели экономического роста. В свою очередь, инновационное развитие невозможно без роста инвестиционного и предпринимательского потенциала.

Своевременно принятые в стране меры по реализации антикризисной программы, в частности реализация проектов по модернизации и технологическому перевооружению предприятий, совершенствованию финансирования инвестици-онных проектов по производству продукции основанной на высоких технологиях, расширение производства и создание новых рабочих мест, поддержка предприятий-экспортеров, дальнейшее развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, реализация работ по формированию благоприятной деловой и инвестиционной среды создали прочную основу для динамичного и поступательного развития экономики Узбекистана.

Революционным шагом в создания благоприятных условий для широкого привлечения прямых иностранных инвестиций, а также коренного повышения эффективности деятельности акционерных обществ явилось принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах». Принятие данного Указа будет способствовать дальнейшему усилению роли акционеров в стратегическом управлении акционерными обществами, а также повышения степени их открытости и привлекательности для потенциальных инвесторов.

Следует отметить, что в банковской системе страны проводится большая работа по дальнейшему повышению уровня капитализации банковской системы, укреплению её ликвидности и устойчивости. В результате предпринятых в последние годы мер по дальнейшему реформированию банковской системы основные показатели характеризующие развитие банковской деятельности не только соответствуют общепринятым мировым стандартам, а по некоторым направлениям превосходят их в несколько раз.

В частности, сегодня уровень достаточности капитала банковской системы составляет 23,8 %, что в 3 раза превышает требования, установленные Базельским комитетом по банковскому надзору (8 %). Данный показатель по состоянию на 1 января 2015 г. достиг более 6,9 трлн сумов. Уровень текущей ликвидности банковской системы превышает 64 %, что в 2 раза больше минимального уровня, установленного международными стандартами. Необходимо отметить, что общая текущая ликвидность банковской системы в 10 раз превышает текущие обязательства банков по внешним платежам. Иными словами, создана прочная «подушка безопасности» всей банковской системы.

Суммарные активы банков по сравнению с 2013 г. возросли на 28,2 % и составили более 56,2 трлн сумов. Общий объём депозитов в коммерческих банках достиг 28,5 трлн. сум, что превысило показатель прошлого года на 30,5 %. Данный показатель более чем в 2 раза превышает объемы средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц, обеспечивая их полную защиту и гарантируя своевременность платежей.

Принимаемые меры по увеличению капитализации и активов банков, а также расширению ресурсной базы позволили банкам за счёт привлечённых и собственных ресурсов заметно активизировать участие в финансировании инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению базовых отраслей экономики и стратегических предприятий, а также субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, на 1 января 2015 года объём кредитных вложений коммерческих банков направленных в реальный сектор экономики составил 34,8 триллиона сум, что на 31,2% превышает данный показатель прошлого года. В рамках кредитной политики со стороны коммерческих банков на цели модернизации, технического и технологического перевооружения приоритетных отраслей экономики выделено инвестиционных кредитов в объёме 8,5 трлн. сум.

В течение 2014 года на осуществление модернизации и восстановление производственной деятельности 22 нерентабельных предприятий из числа раннее переданных на балансы коммерческих банков направлены инвестиции в размере 453,3 миллиардов сумов, в результате чего произведено продукции на 2 трлн. 522 млрд сум., экспортировано продукции на 80,1 млн. долларов США и создано свыше 1614 новых рабочих мест.

На кредитование субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства выделено кредитов на общую сумму 9,2 трлн. сум, в том числе микрокредитов на сумму 1,9 трлн. сум.

На данном этапе перед коммерческими банками поставлена очень важная задача - максимально содействовать инновационному обновлению предприятий реального сектора национальной экономики. В частности, в сравнении с прошлым годом в 2015 году предусматривается обеспечить рост кредитных вложений коммерческих банков в предприятия реального сектора экономики не менее чем на 25 процентов.

В связи с этим, в целях реализации стратегической задачи дальнейшей активизации и повышения эффективности участия коммерческих банков в процессах модернизации предприятий реального сектора экономики банкам необходимо:

- освоить передовые методы инновационного банковского менеджмента и финансового инжиниринга, в том числе проектное финансирование и синдицированное кредитование, выпуск и размещение акций или корпоративных облигаций, лизинг, факторинг, франчайзинг;

- расширить практику выдачи субординированных кредитов на социально значимые и приоритетные проекты через банки в качестве реальных источников долгосрочных ресурсов;

- принять меры по дальнейшему развитию инвестиционно-финансовой инфраструктуры, включая создание широкой сети специализированных оценочных, страховых и аудиторских компаний, венчурных фондов, институтов коллективного инвестирования, а также рейтинговых и коллекторских агентств;

- в кредитной политике банков важным направлением должно стать кредитование производств и технологий, обеспечивающих значительный прорыв в развитии экономики;

- следует продолжать работу по увеличению капитальной базы и повышению ликвидности коммерческих банков, совершенствовать формы взаимодействия банков с хозяйствующими субъектами с последующим изменением условий кредитования в соответствии с потребностями перспективного роста и развития экономики;

- на наш взгляд, целесообразно создание государственных банков развития, поскольку реализация масштабных задач модернизации экономики и повышения темпов её роста, как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, требуют создания соответствующей инфраструктуры. При этом, деятельность банка развития должна быть направлена на поддержку и финансирование капиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, содействие созданию крупных высокотехнологичных производств, обеспечение развития современной инфраструктуры. Самыми важными условиями для достижения данных целей являются наличие достаточного капитала, "твердых" государственных гарантий, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств;

- следует развивать систему страхования кредитов, предоставляемых финансовыми структурами под инновационные производственные проекты;

Процессы модернизации предполагают активную роль инноваций, финансирование которых требует наличия долгосрочных ресурсов, так называемых «длинных денег». Основным источников данных ресурсов должна стать национальная банковская система, в связи с этим коммерческие банки должны проводить целенаправленную работу по дальнейшему совершенствованию депозитной политики и формированию долгосрочных ресурсов на основе новых финансовых инструментов долгосрочного характера.

Мировая практика свидетельствует, что одним из самых мощных сегментов инвестиционного рынка в развитых странах является фондовый рынок (или рынок ценных бумаг), с помощью которого аккумулируются большие инвестиционные ресурсы и достигается максимально возможная мобильность инвестиций.

На современном этапе развития экономики Узбекистана фондовый рынок пока не готов в полной мере выполнять задачи, связанные с решением проблем обеспечения экономики инвестиционными ресурсами, в том числе для роста показателей инновационной деятельности. Поэтому необходимо применить меры по оптимизации развития фондового рынка в контексте активизации инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Дальнейшее развитие экономики Узбекистана нуждается в переориентации бюджетных, кредитных, фондовых и других финансовых механизмов на обслуживание инвестиционных и инновационных проектов в приоритетных сферах экономики.

Главной целью функционирования и развития фондового рынка в Узбекистане должно стать привлечение мощных инвестиционных ресурсов для возобновления и обеспечения дальнейшего роста современного производства. При этом инвестиционные ресурсы должны направляться прежде всего на реализацию проектов инновационно-технологической модернизации производственного сектора.

Следует отметить, что возрастающая потребность в обеспечении более широких масштабов и ускоренных темпов инновационного обновления предприятий обуславливает потребность в формировании качественного нового механизма финансового обеспечения процессов их модернизации посредством ценных бумаг, как на отраслевом, так и на региональном уровнях.

При этом, следует иметь в виду, что ценные бумаги являются действенным, универсальным инструментом, обеспечивающим работу этого механизма и реализующим перераспределительную функцию фондового рынка. Именно посредством ценных бумаг абсорбируется временно свободный капитал, и осуществляется его размещение в тех производствах, которые действительно необходимы обществу.

В качестве перспективных направлений максимального содействия коммерческих банков инновационному обновлению и модернизации предп­риятий реального сектора национальной экономики предлагается следующее:

– необходима эффективная консолидация усилий государства, банковского сообщества и деловых кругов по активизации работы, направленной на укрепление формирующегося рынка ценных бумаг и превращение его в надёжный канал привлечения внутренних и внешних инвестиций на нужды модернизации национальной экономики;

– на базе предприятий переданных на балансы коммерческих банков с целью последующей реализации прямым иностранным инвесторам, предлагается подготовить и провести в краткосрочной перспективе пилотную программу «Голубые фишки», а также в среднесрочной перспективе проведения на их базе публичного размещения их акций на основе программ IPO, процедур слияния или поглощения.

В этих целях необходимо:

а) ускорить разработку и реализацию комплекса мер по отбору и подготовке перспективных предприятий, на базе которых будет организована пилотная программа «голубых фишек».

б) подготовить и провести экспериментальное публичное размещение акций (IPO) лучших отобранных отечественных эмитентов с участием в качестве инвестиционных консультантов, андеррайтеров коммерческих банков на крупных зарубежных фондовых биржах.

в) в целях стимулирования коммерческих банков реализующих пилотную программу «голубых фишек» целесообразно освободить на первый год от уплаты в бюджет налога на доходы (прибыль) банков и снизить на 50 % размеры налогов на доходы (прибыль), уплачиваемых в бюджет в последующие годы. Высвобождающиеся средства направлять на поддержание пилотной программы «голубых фишек»;

– в качестве эффективного средства мобилизации заёмных финансовых средств на нужды модернизации и инновационного развития субъектов хозяйственной деятельности следует рассматривать эмиссию долговых ценных бумаг. К числу перспективных видов долговых ценных бумаг, которые должны получить широкое распространение в Республике Узбекистан в ближайшие годы следует отнести ипотечные сертификаты, призванные обслуживать потребности участников рынка ипотечного жилищного строительства, депозитные сертификаты, выпуск корпоративных облигаций, купонных облигаций, среднесрочных и долгосрочных банковских облигаций, а также облигаций, конвертируемых по желанию их владельцев в акции акционерных предприятий;

- целесообразно также и введение безотзывных депозитных сертификатов, выпуск субординированных облигационных займов коммерческих банков, осуществление секьюритизации банковских активов;

– в перспективе следует осваивать и внедрять новые для Узбекистана банковско-финансовые технологии инвестиционного обеспечения инновационных потребностей предприятий базовых отраслей экономики республики, а также осуществлять деятельность по оказанию содействия в выводе их ценных бумаг на международные рынки капитала.

– в дальнейшем, в целях стимулирования спроса на акции модернизируемых предприятий реального сектора экономики со стороны отечественных банков и зарубежных инвесторов, целесообразно активизировать работу по созданию в рес­публике сети эмиссионных синдикатов или андеррайтинговых компаний, приз­ванных оказывать содействие предприятиям в организации гаран­ти­ро­ванного размещения эмитируемых ими долговых или долевых ценных бумаг.

Реализация на практике данных предложений будет способствовать дальнейшей активизации участия коммерческих банков и других финансовых институтов в модернизации экономики, а также задействовании потенциала ценных бумаг в технологическом обновлении производства, а также реализации инвестиционной политики страны.

Надеемся, что конструктивный диалог и открытая дискуссия учёных и практиков послужат основой для разработки современных концепций и научно-практических рекомендаций по внедрению современных механизмов финансирования инновационной деятельности, а также дальнейшей активизации участия коммерческих банков и других финансовых институтов в модернизации экономики, технологическом обновлении производства.

Позвольте пожелать конференции успешной и плодотворной работы, а всем участникам и гостям крепкого здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов.

Матерал опубликован в сборнике тезисов Республиканской научно-практической конференции на тему: “Расширение участия банковско-финансового сектора в дальнейшем совершенствовании инновационно-инвестиционной деятельности ”. Ташкент издательство “Молия” 2015 год. С. 11-15.. (Конференция прведена в Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан 14 мая 2015 года).


Qimmatli qog’ozlar imkoniyatini ishga solish - tijorat banklari moliyaviy barqarorligini oshirish xamda investitsion faoliyatini faollashtirish
Yuklab olish
Hajmi: 59.50 KB


otchet uz.jpg

statistika uz.jpg

So’rov

Bizning saytimiz sizga yoqdimi?

Valyutalar kurslari

USD
AQSH dollari
9061.00 +179.00
EUR
EVRO
10092.14 +163.84
RUB
Rossiya rubli
138.47 +2.09
GBP
Angliya funt sterlingi
10926.66 +151.91
16.08.2019 dan ma’lumotlar


Belgilangan matnni tinglash uchun quyidagi tugmani bosing Powered by GSpeech