Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Абдуллаев С.П. - Генеральный директор Ассоциации банков Узбекистана

Задействование потенциала ценных бумаг в дальнейшем повышении финансовой устойчивости коммерческих банков и активизации их инвестиционной деятельности

                Позвольте от имени Ассоциации банков Узбекистана искренне поприветствовать Вас и поздравить с началом работы республиканской научно-практической конференции, посвящённой вопросам дальнейшего укрепления финансовой устойчивости коммерческих банков и укрепления их ресурсной базы.

Уважаемые участники конференции известно, что устойчивость и конкурентоспособность экономики любого государства, в значительной степени зависят от устойчивого развития банковско-финансовой системы, а также масштабов модернизации производства и инновационного развития экономики. Именно стабильная банковская система, модернизация экономики и широкое внедрение современных инновационных технологий призваны дать толчок к выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Уровень развития банковской системы зависит от многих факторов, в том числе от финансовой устойчивости коммерческих банков, которая в условиях рыночной экономики является важнейшей характеристикой их финансовой деятельности. Если коммерческий банк финансово устойчив, то он имеет конкурентные преимущества перед другими коммерческими банками, что находит своё выражение в привлечении дополнительных ресурсов, доминировании на том или ином сегменте рынка, увеличении вкладов населения как основного источника банковских ресурсов и, соответственно, в расширении сферы инвестиционных вложений, возможности осваивать новые нетрадиционные виды услуг.

Сегодня деятельность коммерческих банков не ограничивается аккумуляцией и размещением растущей массы денежных средств организаций, предприятий и части населения, а потенциально носит всеобъемлющий характер. Благодаря банкам действует механизм накопления, распределения и перераспределения капитала в различных сферах и отраслях производства, в значительной степени обеспечивающего развитие прогрессивной воспроизводственной структуры народного хозяйства.

                Следует отметить, что с первых лет независимости в Узбекистане проводится масштабная работа по всесторонней поддержке развития банковской системы, повышению уровня капитализации банков, укреплению их ликвидности и устойчивости, а также совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей банковскую деятельность.

                В результате предпринятых в последние годы мер по дальнейшему реформированию банковской системы основные показатели, характеризующие развитие банковской деятельности не только соответствуют общепринятым мировым стандартам, а по некоторым направлениям превосходят их в несколько раз.

                В частности, сегодня уровень достаточности капитала банковской системы составляет 23,3%, что в 3 раза превышает требования, установленные Базельским комитетом по банковскому надзору (8%). Данный показатель по состоянию на 1 января 2016 г. достиг более 7,8 трлн сумов.

                Уровень текущей ликвидности банковской системы вот уже в течение ряда лет превышает 64,5%, что в 2 раза больше минимального уровня, установленного международными стандартами.

                Активы банков по сравнению с прошлым годом возросли на 25,1% и составили 65,2 трлн. сумов.

                В результате целевых мер, предпринимаемых по расширению объёма и улучшению качества оказываемых банковских услуг населению и субъектам предпринимательства доля банковских услуг в структуре финансовых услуг составляет 88%.

                Осуществление эффективного банковского надзора по международным стандартам, проведение мониторинга ликвидности и качества банковских активов дали возможность всем отечественным коммерческим банкам подтвердить присвоенную положительную рейтинговую оценку «стабильный» от таких авторитетных международных рейтинговых агентств как: Мoody’s, Standard & Poor’s и Fitch Ratings.

                Уместно отметить, что успехи по реформирования и либерализации отечественной банковской системы нашли свои отражения в ежегодном аналитическом обзоре Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по условиям ведения предпринимательской деятельности «Doing Businees-2016».

                По отчёту, обнародованному в октябре минувшего года, за последние три года по условиям кредитования рейтинг Узбекистана продвинулся с 154 места на 42-е.

                Основные индикаторы деятельности банковской системы, а именно «достаточность совокупного капитала банков», «ликвидность коммерческих банков», «динамика объёма депозитов», «изменение объёма кредитных вложений» соответствуют оценке высокого уровня.

                Отрадно отметить, что по такому показателю как “Индекс обмена кредитной информацией” банковская система Узбекистана оценена в 7 баллов из имеющихся 8-ми. Данный показатель превышает средний показатель по странам, являющимся членами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию.

                Коммерческими банками реализуется ряд масштабных мер, ориентированных на ввод важнейших современных и высокотехнологичных промышленных производств, и мощностей, модернизацию ведущих отраслей экономики, ускорение технического и технологического обновления.

                В результате общий объём кредитов, направленных в реальный сектор экономики в 2015 году увеличился на 27,3% по сравнению с 2014 годом, и на начало текущего года составляет более 42,7 трлн. сумов. 

                Объем кредитов, выданных в 2015 году на инвестиционные цели, по сравнению с 2014 годом увеличился более чем в 1,2 раза и по состоянию на 1 января 2016 года составил 10,2 трлн. сумов.

                Объём выданных в 2015 году кредитов субъектам малого бизнеса по сравнению с 2014 годом увеличился в 1,3 раза и на 1 января текущего года составил более 12,1 трлн сумов, из них микрокредиты составили более 2,5 трлн сумов, что в 1,3 раза больше по сравнению с 2014 г. 

                Объём выданных коммерческими банками кредитных средств на поддержку женщин-предпринимательниц в 2015 году увеличился в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом и на 1 января 2016 года составил более 1,2 трлн сумов.

                Также банки уделяют большое внимание широкому вовлечению молодежи в предпринимательство, особенно выпускников профессиональных колледжей, а также финансовой поддержке их бизнес-проектов. В 2015 году по данному направлению были выделены кредитные ресурсы в объёме 277,8 млрд. сумов, что в 1,4 раза больше по сравнению с 2014 годом.

                Устойчивое состояние банков, рост доверия и повышение реальных доходов населения год за годом становяться прочной основой привлечения свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов в депозиты банков. В частности, объём депозитов в 2015 году по сравнению с 2014 г. вырос на 28% и на начало текущего года составляет 35,6 трлн сумов. 

                Особое внимание уделяется развитию безналичных расчётов. В 2015 году в стране выпущено в обращение свыше 16,3 млн пластиковых карт, а количество установленных терминалов в объектах торговли и сервиса достигли 183,1 тыс. штук.

                В отношении комплексных мероприятий по дальнейшему реформированию банковской системы и укрепления её финансовой устойчивости в 2016 году, исходя из задач, изложенных в Постановлениях Президента Республики Узбекистан №ПП-2344 от 6 мая 2015 года «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы», а также ПП-2454 от 21 декабря 2015 года «О дополнительнқх мерах по привлечению зарубежных инвестиций в акционерные общества» основное внимание будет уделяться следующим вопросам:

- дальнейшее повышение уровня капитализации и ликвидности банков, расширение и диверсификация депозитной базы, укрепление финансовой устойчивости банковской системы посредством дальнейшего улучшения качества активов, в том числе кредитного портфеля;

                - дальнейшее совершенствование системы регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков в соотвествии с международными нормами и стандартами, в частности поэтапное внедрение новых требований Базель III по показателям достаточности капитала и ликвидности;

                - повышение совокупного капитала банковской системы минимум на 20% посредством выпуска и размещения дополнительных акций и более широкого привлечения частного капитала в данную сферу;

                - принятие мер по обеспечению участия зарубежных инвесторов в уставном капитале всех коммерческих банков организованных в форме акционерных обществ.

                - повышение качества корпоративного управления в банках на основе глубокого изучения системы организации управления в ведущих зарубежных банках и финансовых институтах, реализация значительной доли акций на фондовом рынке, организация соотвествуюдщей работы по формированию капитала банков, оценке рисков и улучшению внутреннего контроля;

                - укрепление ресурсной базы коммерческих банков, широкое привлечение свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов в банковский оборот путём внедрения новых привлекательных видов вкладов и депозитов;

                - дальнейшее усиление конкуренции на рынке банковских услуг, дальнейшее повышение качества услуг оказываемых субъектам экономики и населению, упрощение процессов кредитования, а также расширение спектра дистанционных услуг посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.

                Сегодня банковский сектор принимает активное участие в реализации антикризисной программы, в частности реализация проектов по модернизации и технологическому перевооружению предприятий, совершенствованию финансирования инвестиционных проектов по производству экспортоориентированной продукции основанной на высоких технологиях, расширении производства и создании новых рабочих мест.

В 2015 году коммерческими банками на модернизацию приоритетных отраслей экономики их техническое и технологическое перевооружение выделено 10,2 трлн. сум инвестиционных кредитов, что 1,2 раза превышает показатели 2014 года. Общий объём данных кредитов за последние 5 лет вырос в 3 раза.

Между тем, процессы модернизации предполагают активную роль инноваций, финансирование которых требует наличия долгосрочных ресурсов, так называемых «длинных денег». Основным источников данных ресурсов должна стать национальная банковская система, в связи с этим коммерческие банки должны проводить целенаправленную работу по дальнейшему совершенствованию депозитной политики и формированию долгосрочных ресурсов на основе новых финансовых инструментов долгосрочного характера.

Мировая практика свидетельствует, что одним из самых мощных сегментов инвестиционного рынка в развитых странах является фондовый рынок (или рынок ценных бумаг), с помощью которого аккумулируются большие инвестиционные ресурсы и достигается максимально возможная мобильность инвестиций.

На современном этапе развития экономики Узбекистана фондовый рынок пока не готов в полной мере выполнять задачи, связанные с решением проблем обеспечения экономики инвестиционными ресурсами, в том числе для роста показателей инновационной деятельности. Поэтому необходимо применить меры по оптимизации развития фондового рынка в контексте активизации инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Дальнейшее развитие экономики Узбекистана нуждается в переориентации бюджетных, кредитных, фондовых и других финансовых механизмов на обслуживание инвестиционных и инновационных проектов в приоритетных сферах экономики.

Главной целью функционирования и развития фондового рынка в Узбекистане должно стать привлечение мощных инвестиционных ресурсов для возобновления и обеспечения дальнейшего роста современного производства. При этом инвестиционные ресурсы должны направляться прежде всего на реализацию проектов инновационно-технологической модернизации производственного сектора.

Следует отметить, что возрастающая потребность в обеспечении более широких масштабов и ускоренных темпов инновационного обновления предприятий обуславливает потребность в формировании качественного нового механизма финансового обеспечения процессов их модернизации посредством ценных бумаг, как на отраслевом, так и на региональном уровнях.

При этом, следует иметь в виду, что ценные бумаги являются действенным, универсальным инструментом, обеспечивающим работу этого механизма и реализующим перераспределительную функцию фондового рынка. Именно посредством ценных бумаг абсорбируется временно свободный капитал, и осуществляется его размещение в тех производствах, которые действительно необходимы обществу.

В качестве перспективных направлений максимального содействия коммерческих банков инновационному обновлению и модернизации предп­риятий реального сектора национальной экономики предлагается следующее:

– необходима эффективная консолидация усилий государства, банковского сообщества и деловых кругов по активизации работы, направленной на укрепление формирующегося рынка ценных бумаг и превращение его в надёжный канал привлечения внутренних и внешних инвестиций на нужды модернизации национальной экономики;

– в качестве эффективного средства мобилизации заёмных финансовых средств на нужды модернизации и инновационного развития субъектов хозяйственной деятельности следует рассматривать эмиссию долговых ценных бумаг. К числу перспективных видов долговых ценных бумаг, которые должны получить широкое распространение в Республике Узбекистан в ближайшие годы следует отнести ипотечные сертификаты, призванные обслуживать потребности участников рынка ипотечного жилищного строительства, депозитные сертификаты, выпуск корпоративных облигаций, купонных облигаций, среднесрочных и долгосрочных банковских облигаций, а также облигаций, конвертируемых по желанию их владельцев в акции акционерных предприятий;

- целесообразно также и введение безотзывных депозитных сертификатов, выпуск субординированных облигационных займов коммерческих банков, осуществление секьюритизации банковских активов;

– в перспективе следует осваивать и внедрять новые для Узбекистана банковско-финансовые технологии инвестиционного обеспечения инновационных потребностей предприятий базовых отраслей экономики республики, а также осуществлять деятельность по оказанию содействия в выводе их ценных бумаг на международные рынки капитала;

– в дальнейшем, в целях стимулирования спроса на акции модернизируемых предприятий реального сектора экономики со стороны отечественных банков и зарубежных инвесторов, целесообразно активизировать работу по созданию   в республике сети эмиссионных синдикатов или андеррайтинговых компаний, призванных оказывать содействие предприятиям в организации гаран­ти­ро­ванного размещения, эмитируемых ими долговых или долевых ценных бумаг;

– на базе предприятий переданных на балансы коммерческих банков с целью последующей реализации прямым иностранным инвесторам, предлагается подготовить и провести в краткосрочной перспективе пилотную программу «Голубые фишки», а также в среднесрочной перспективе проведения на их базе публичного размещения их акций на основе программ IPO, процедур слияния или поглощения.

В этих целях необходимо:

а) ускорить разработку и реализацию комплекса мер по отбору и подготовке перспективных предприятий, на базе которых будет организована пилотная программа «голубых фишек»;

б) подготовить и провести экспериментальное публичное размещение акций (IPO) лучших отобранных отечественных эмитентов с участием в качестве инвестиционных консультантов, андеррайтеров коммерческих банков на крупных зарубежных фондовых биржах;

в) в целях стимулирования коммерческих банков реализующих пилотную программу «голубых фишек» целесообразно освободить на первый год от уплаты в бюджет налога на доходы (прибыль) банков и снизить на 50 % размеры налогов на доходы (прибыль), уплачиваемых в бюджет в последующие годы. Высвобождающиеся средства направлять на поддержание пилотной программы «голубых фишек».

Наряду с задействованием потенциала ценных бумаг в дальнейшем повышении финансовой устойчивости коммерческих банков и активизации их инвестиционной деятельности также предлагается:

- продолжать работу по увеличению капитальной базы и повышению ликвидности коммерческих банков, совершенствовать формы взаимодействия банков с хозяйствующими субъектами с последующим изменением условий кредитования в соответствии с потребностями перспективного роста и развития экономики;

- принять меры по дальнейшему развитию инвестиционно-финансовой инфраструктуры, включая создание широкой сети специализированных оценочных, страховых и аудиторских компаний, венчурных фондов, институтов коллективного инвестирования, а также рейтинговых и коллекторских агентств, следует развивать систему страхования кредитов, предоставляемых финансовыми структурами под инновационные производственные проекты;

- на наш взгляд, целесообразно создание государственных банков развития, поскольку реализация масштабных задач модернизации экономики и повышения темпов её роста, как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, требуют создания соответствующей инфраструктуры. При этом, деятельность банка развития должна быть направлена на поддержку и финансирование капиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, содействие созданию крупных высокотехнологичных производств, обеспечение развития современной инфраструктуры. Самыми важными условиями для достижения данных целей являются наличие достаточного капитала, "твердых" государственных гарантий, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств.

Надеемся, что конструктивный диалог и открытая дискуссия учёных и практиков послужат основой для разработки научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по дальнейшему укреплению финансовой устойчивости коммерческих банков, активизации их участия в модернизации экономики, а также задействовании потенциала ценных бумаг в технологическом обновлении производства и реализации инвестиционной политики страны.

Позвольте пожелать конференции успешной и плодотворной работы, а всем участникам и гостям крепкого здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов.

                Матерал опубликован в сборнике тезисов Республиканской научно-практической конференции на тему: «Финансовая устойчивость коммерческих банков Узбекистана и укрепление их ресурсной базы – важный фактор обеспечения экономического роста». Ташкент издательство “Молия” 2016 год. С. 10-15. (Конференция проведена в Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан 20 мая 2016 года).


Qimmatli qog’ozlar imkoniyatini ishga solish - tijorat banklari moliyaviy barqarorligini oshirish xamda investitsion faoliyatini faollashtirish
Yuklab olish
Hajmi: 59.50 KB


otchet uz.jpg

statistika uz.jpg

So’rov

Bizning saytimiz sizga yoqdimi?

Valyutalar kurslari

USD
AQSH dollari
9500.96 +10.19
EUR
EVRO
10498.56 +43.53
RUB
Rossiya rubli
149.01 +0.19
GBP
Angliya funt sterlingi
12255.29 +135.58
19.11.2019 dan ma’lumotlar


Belgilangan matnni tinglash uchun quyidagi tugmani bosing Powered by GSpeech